Педагог-психолог оказывает помощь при решении следующих вопросов:
1. выявление причин неуспеваемости: дефекты восприятия, внимания, памяти, интеллекта, отсутствие учебной мотивации.
Причины неуспеваемости обучающегося могут быть разными:
- невнимательность,
- импульсивность,
- гиперактивность,
- смены настроения,
- нарушения памяти,
- проблемы моторики,
- расстройства зрения, слуха, речи,
- неразвитость интеллекта,
- отсутствие мотивации учения.
2. оценка познавательных способностей: анализ динамики развития познавательных процессов и способностей.
Оценку динамики развития познавательных процессов и способностей обучающихся следует проводить на всех ступенях обучения, это одна из главных задач Службы сопровождения, способствующая решению актуальных задач обучения.
3. Анализ проблем личностного развития: конфликтность, агрессивность, эмоциональные проблемы, дезадаптация.
Анализ основных проблем личностного развития (трудности общения, нарушения в эмоциональной сфере, тревожность, гиперактивность, импульсивность, конфликтность и агрессивность и других).
4. Анализ текущего состояния: физическое и психологическое состояние обучающихся.
Анализ текущего психологического и физического состояния обучающихся на практике очень часто находится в компетенции школьного психолога.
5. Анализ детско-родительских отношений: психологический анализ детско-родительских отношений.
Детско-родительские отношения влияют на обучаемость и поведение обучающихся в лицее. Задача школьного психолога — психологический анализ детско-родительских отношений у проблемных детей и разработка конкретных рекомендаций по их нормализации.
6. Профориентация и профильное обучение: профессиональная ориентация обучающихся.
Профильное обучение дает снижение учебной нагрузки и возможность изучения для старших школьников, то, что интересно и необходимо, в рамках образовательного учреждения. Профориентация помогает молодежи в профессиональном самоопределении и трудоустройстве.
7. Анализ межличностных отношений: межличностные отношения обучающихся со сверстниками и педагогами.
Эффективность воспитательного процесса в образовательных учреждениях, особенно в старших классах, зависит от понимания педагогами характера межличностных взаимоотношений обучающихся и объективная информация о взаимоотношениях между обучающимися и педагогами.
Направления деятельности психолога
Психодиагностическое направление
1. Индивидуальное психологическое обследование обучающихся:
- выявление причин неуспеваемости;
- анализ проблем личностного развития;
- готовность к школе.
2. Фронтальное психологическое тестирование обучающихся:
- оценка развития познавательных процессов и способностей;
- анализ текущего физического и психического состояния обучающихся;
- профориентация;
- анализ межличностных отношений обучающихся.
3. Психологическая диагностика семейных и детско-родительских отношений.
Психологическое консультирование
Консультирование родителей
Консультирование подростков
- проблемы самоопределения и профориентация;
- взаимодействие со сверстниками и родителями.
Развивающее направление
1. Психологическая работа с обучающимися
-
Индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия с обучающимися в контексте психолого-педагогического сопровождения
-
Групповые развивающие занятия для первоклассников «Помоги другу».
-
Групповые развивающие занятия для пятиклассников «Адаптационный период»
-
Групповые развивающие занятия для девятиклассников «Предпрофильная подготовка»
-
Групповые развивающие занятия для десятиклассников
2.Психологическое сопровождение родителей
Методическое направление
Разработка программ
Факультативные занятия по психологии
«Помоги другу»
Направленность программы – развитие самосознания и рефлексивных способностей детей, раскрытие познавательных возможностей ребёнка
Актуальность – идеи современного образования связны со стремлением развить творческие способности учащихся, постоянно подпитывать их познавательные интересы и высокий уровень мотивации учения, способствовать полноценному личностному развитию, что невозможно без высокого уровня самосознания, реализуемого на основе развёртывания рефлексивных способностей.
Новизна – отличие данного курса от других состоит в сдвиге акцентов с обучения, в процессе которого происходит развитие, на развитие, являющееся целью обучения.
Цель – развитие личности ребёнка, в частности его самосознания и рефлексивных способностей в тех пределах, которые определяются возрастными возможностями и требованиями
Задачи:
-
познакомить детей с базовым понятийным аппаратом психологии
-
учить методам и приёмам познания себя
-
ориентировать детей на целенаправленное развитие системы восприятия окружающего мира
-
познакомить детей с типологиями индивидуально-психологических особенностей человека с целью осознания ими собственных характеристик
-
научить детей осознавать и называть собственные переживания
-
помочь осознать в себе задатки и способности
-
ориентировать детей на развитие творческих способностей и воображения
-
познакомить с правилами эффективного взаимодействия в общении и простейшими способами разрешения конфликтов
-
развивать уважение к другим людям и самоуважение, формировать навыки эмпатии и сопереживания
Формы и режим занятий – групповые развивающие занятия
Ожидаемые результаты и способы их проверки:
- оценка эффективности программы происходит с помощью проведения диагностики уровня самооценки детей, уровня развития рефлексивных способностей, состояния мотивационно-потребностной и эмоциональной сфер, характеристик познавательных процессов (восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения), психологического статуса в группе сверстников.
Составлено на основе программ следующих авторов: Хухлаева О.В., Т.А. Аржакаева, И.В. Вачков, А.Х. Попова
Мир психологии (5-9 классы)
Направленность программы - развитие самосознания и рефлексивных способностей детей, развитие умения сделать выбор, справляться с конфликтными ситуациями, формирование потребности в самоизменении и личностном росте, помощь в обретении уверенности в собственных силах и преодолении подросткового кризиса
Актуальность – подростковый период – важнейший этап жизни человека, часто сопровождающийся острым переживанием своего взросления (агрессия, непослушание, алкоголь, школьные трудности). Групповые психологические занятия дают возможность подросткам поговорить о себе, исследовать себя, получить некоторые знания о себе, обсудить важные для них темы, высказать свою точку зрения, утвердиться в собственной ценности, что является необходимым условием личностного развития и разрешения психологических проблем.
Цель – обеспечение полноценного психического и личностного развития детей в подростковый период
Задачи:
-
помочь детям осознать свои особенности, разобраться в своих чувствах и желаниях
-
научить строить взаимоотношения с окружающими
-
научить справляться с конфликтными ситуациями, принимать на себя ответственность за свои поступки
-
помочь обрести уверенность в собственных силах, преодолеть подростковый кризис
-
сформировать потребность в самоизменении и личностном росте
-
повысить уровень коммуникативных навыков
-
обучить положительному самоотношению и принятию других людей
Ожидаемые результаты и способы их проверки:
оценка эффективности программы происходит с помощью проведения диагностики уровня самооценки детей, уровня развития рефлексивных способностей, состояния мотивационно-потребностной и эмоциональной сфер, характеристик познавательных процессов (восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения), психологического статуса в группе сверстников.
Составлено на основе программ следующих авторов: Хухлаева О.В., Микляева А.В.
Психология и выбор профессии
Направленность программы – профильная ориентация учащихся старшей школы
Актуальность – выбор профессии – важный этап жизни человека, от результата которого зависит успешность профессиональной деятельности человека, его удовлетворённость собой. Занятия по данному курсу помогают сформировать психологическую готовность подростков к выбору профессии на основе своих убеждений и ценностей, психологических особенностей, что является залогом успешной профессиональной карьеры.
Цель – содействие принятию школьниками осознанного решения о выборе направления дальнейшего обучения и созданию условий для повышения готовности подростков к социально-профессиональному самоопределению
Задачи:
-
формирование адекватного представления учащихся о своём профессиональном потенциале на основе самодиагностики и знания о мире профессий
-
ознакомление со спецификой современного рынка труда, правилами выбора и способами получения профессии
Формы и режим занятий – групповые развивающие занятия
Ожидаемые результаты и способы их проверки:
Становление личного профессионального плана, защита проекта «Моя будущая профессия».
Проверка осуществляется в конце каждого занятия в виде 5 вопросов или заданий по пройденному материалу.
Составлено на основе программ следующих авторов: Резапкина Г.В.
Вопросы педагогу-психологу вы можете отправлять по электронной почте:
yjnrf1961@mail.ru